Как менялась упаковка декоративной косметики с незапамятных
времен и до наших дней? Какие ее черты преодолели столетия и
явились в современных тенденциях дизайна? Что будет модно
в ближайшее время?
На все эти вопросы дает компетентные ответы руководитель отдела
новых проектов «Си Эль парфюм» Евгения Сомершаф.
Никто не возьмется назвать точную дату появления
декоративной косметики – разнообразных средств для
создания красоты. Сколько существует человечество,
столько его прекрасная половина уделяет вопросам
ухода за лицом и телом самое пристальное внимание.
Еще в Библии упоминается о макияже. Данные археологических
раскопок в разных концах нашей планеты,
в местах обнаружения древних цивилизаций говорят
об удивительных находках, свидетельствующих о высоком мастерстве древних
парфюмеров и косметологов. Пудра, крем, тени для век, губная помада,
подводка для глаз, а точнее, средства – их прародители, уже
тогда пользовались широчайшим спросом и являлись
неотъемлемой частью общей культуры, так же как и то,
во что все это великолепие было упаковано. Первые
дощечки, служившие для растирания цветных порошков, были сделаны десятки
тысяч лет назад. В Лувре
и Британском музее хранятся чаши для притираний,
ложечки для румян, дощечки с красками, кисточки для
подводки, вырезанные из слоновой кости или черного
дерева, сделанные из алебастра, выдутые из стекла, вылепленные из
терракоты или фаянса. Излишне, наверное, говорить, что и сама упаковка
представляла собой
произведение искусства древних мастеров, в том числе
и ювелиров. Красавицы Древней Греции предпочитали
хранить губную помаду в маленьких коробочках из золота с нанесенным на
них орнаментом. На губы помада
наносилась с помощью специальных палочек или прямо из баночки – пальцем.
Тени для век также использовались в косметике с давних времен. При
раскопках
в Египте была обнаружена первая краска для век из
сурьмы и сажи. Римлянки уже в середине первого столетия н. э.
использовали сурьму в качестве теней для
век. В не столь далекие времена косметические средства создавали
аптекари на столиках у аптечных раковин и весов, изготавливая кремы и
пудры, призванные
дарить вечную молодость и красоту. Упаковка этих
средств была такой же, как у мазей и порошков для лечения разных хворей –
аптечные баночки, скляночки и
коробочки из жести. Кстати, именно с тех времен и по
сей день существует большая категория покупателей,
доверяющая именно «аптечной» косметике.
Отдельного внимания заслуживает история упаковки
губной помады: коробочки с густой мазеобразной помадой сменили маленькие
лоскутки шелка, в которые
заворачивали палочки губной помады. И только в 1915
году появилась упаковка, давшая простор фантазии
дизайнеров и сделавшая применение помады удобным и эстетичным. Изобрел ее американец Морис Леви,
а привычный для нас тюбик появился в виде металлического футлярчика в 1920 году во Франции. В частности, великий Герлен представил в нем свою знаменитую помаду «Ne m’obliez pas» («Не забывайте меня»).
С появлением пластмасс тюбик претерпел множество
чудесных превращений, впрочем, касавшихся в основном его формы, а не принципа действия выкручивающегося механизма, поднимающего или опускающего столбик помады. Не так давно появились тюбики с пружинным механизмом, но они не столь надежны и
пока не составили конкуренции привычной конструкции.
Современный пенал губной помады может содержать даже маленькое зеркальце
и кисточку. Губная
помада – самое популярное и широко используемое
средство декоративной косметики на сегодняшний
день во всем мире, и его упаковка несет на себе отражение этой любви и
уважения. Дизайнеры не устают
украшать пеналы то стразами и эмалью, то перламутром и шелком,
бесконечно играя с плавностью линий,
обтекаемостью форм, либо, наоборот, возвращаясь
к строгой геометрии граней.
Первая «тушь» для ресниц (1913 г.) – это сажа с вазелином,
соответственно и упаковка для нее – баночки, снабженные аптечными
шпателями для нанесения мазей. Первый промышленно произведенный
продукт – прародитель туши – черный воск, который
растапливали на водяной бане. А затем наносили на
ресницы с помощью щеточек – уменьшенных копий
волосяных щеток. Далее прогресс явил твердую тушь,
которая представляет собой спрессованную пластинку
или брусок, упакованный в коробочку с зеркальцем
и снабженный щеточкой с жесткими щетинками. Эта
форма выпуска туши для ресниц просуществовала
долгое время и заслуженно пользовалась успехом
у покупательниц. Последнее время ее редко можно
встретить на прилавках магазинов. И возможно, зря:
тушь легко разводится водой, а при необходимости может использоваться
как подводка для глаз, но считается, что она уже отжила свой век. Ее
можно встретить
только у некоторых фирм, выпускающих косметические серии «ретро». В
нашей стране многие помнят
любимую «Бархатную» тушь ленинградского производства в черной картонной
коробочке с пластиковой
щеточкой. Теперь ее сменила кремообразная тушь, выпускающаяся в пенале
со специальной щеточкой, при-
крепленной к крышке. Она более практична и удобна
в использовании. На данный момент именно такая
форма упаковки туши занимает главенствующие позиции на рынке.
Неотъемлемой и важнейшей ее частью
является щеточка для нанесения текстуры на ресницы.
От ее формы, материала, из которого она изготовлена,
в значительной степени зависит эффект: будет тушь
удлинять ресницы, или придавать объем, или же изгибать, подкручивать и
т.д. Конструкторы и стилисты
разрабатывают все новые формы щеточек из самых
разнообразных материалов: пластиков, силиконов, латексных композитов и
других.
Упаковка для теней также претерпела кардинальные
изменения. На смену дощечкам и коробочкам для сухих
теней пришли элегантные, удобные и компактные упаковки из современных пластиков, способных создавать
иллюзию любой текстуры – стекла, дерева, металла,
драгоценных камней. Появились удобные аппликаторы
для аккуратного равномерного нанесения, сделанные
из пластика и велюра. Кремообразные тени перекочевали из баночек в карандаши или пластиковые стики
с выдвижным стержнем, что также гораздо удобнее и
гигиеничнее, чем нанесение пальцами.
Упаковка для косметики является частью самого товара, которую невозможно отделить от него. Она создает впечатление при первом знакомстве с товаром
и остается с потребителем все время использования,
либо дополняя удовольствие от товара, либо, напротив, закрепляя негативные эмоции, именно поэтому
все производители косметики уделяют ей первостепенное внимание. Современная упаковка не только
удобна в момент использования косметики, она еще
и, как правило, легка, компактна и безопасна. Кроме того, она выполняет роль своеобразной визитной
карточки, представляя свою обладательницу окружающему миру. Изменчивая мода диктует и упаковке
свои правила: сегодня она нарочито гламурная – много
золота, стразов, инкрустаций, а завтра требует строгого
минималистского решения или вообще возврата к традициям. Законодатели моды считают, что актуальными
в дизайне становятся иные предпочтения, нежели год
назад. Сверкающая, гламурная, упаковка, столь популярная на рынке последние несколько лет, уступила
место лаконичному дизайну, в основе которого лежат
принципы четкости линий. Это не значит, что у нас нет
выбора, просто доминирующими становятся несколько
тенденций. Первую, названную так в память о модном
в 1960-е годы. направлении в искусстве – поп-арт, отличает чистота выбранного цвета в сочетании с графическим
рисунком, состоящим из точек и штрихов. Это экзотический коктейль цвета, гладкой поверхности и декоративности. Говоря о второй тенденции, как правило, имеют
в виду черно-белую гамму, дерзкую и вызывающую,
с одной стороны, и строгую, классическую, безупречную, элегантную – с другой. Именно вторая тенденция
отражает наиболее полно образ успешной, состоявшейся во всех отношениях современной женщины, тогда как
первая скорее понравится более молодой аудитории.
В недалеком уже новом сезоне на гребне модной волны для самых искушенных и взыскательных – элегантная черная или черно-белая упаковка с эффектными
серебряными элементами.
Читайте по данной теме:
Эволюция макияжа
|