Невесомая субстанция, заключенная во
флаконе, иногда переживает и свою владелицу, и целую эпоху. L’Air du
Temps — воздух времени — так называются духи, созданные в 1948 году
парфюмером Франсисом Фаброном для Нины Риччи, и это лучшее название для
коллекции ароматов. В советские времена, когда парфюмерия была
роскошью, у женщины были одни единственные духи на долгие годы. Ими
пахли ее платки и платья, ее узнавали по душистому облаку, вплывающему
в комнаты. Сейчас духи не роскошь, а средство гигиены. Ежегодно
парфюмерные концерны выбрасывают на рынок около 400 новых ароматов.
Девять десятых из них снимается с производства через год. На
большинстве духов обозначен гарантийный срок хранения — 2 3 года.
Поэтому, узнав о существовании винтажных духов, многие люди искренне
удивляются: «А разве они не портятся?»
Конечно, портятся. Все в мире портится:
вино превращается в уксус, камень — в песок. Но на обозримом отрезке
времени даже такой эфемерный продукт, как духи, способен прожить долгую
жизнь. Да, почерневшие остатки бабушкиных старых духов на дне
хрустального фигурного флакона с притертой пробкой вряд ли пригодны к
использованию — слишком трудная у них была жизнь. Но содержимое
запечатанного флакона может сохраниться. Хотя бывают исключения. Как
рассказал один парфюмер в интервью news.ru, удалось ему купить однажды
набор английских парфюмерных масел производства 30-х годов прошлого
века. В закупоренных сургучом бутылочках оказались чудесные свежие
ароматы. Чудо долгого хранения, видимо, можно объяснить натуральностью
масел и высоким качеством составов. Жизнь дешевых современных массовых
ароматов и не обязана быть долгой. Гламурная ягодно-цветочная новинка
может прокиснуть по истечении срока хранения, указанного на упаковке. А
старые ароматы, например, от дома Guerlain могут, без преувеличения,
храниться десятки лет. Живущий в коробочке, в темном сухом прохладном и
спокойном месте, даже частично испарившийся через притертую пробку,
аромат через многие годы способен сохранить богатство ириса и гвоздики,
флердоранжа и жасмина, натуральных амбры и мускуса.
Современный Shalimar от Guerlain уже не
тот, что был прежде. В последние десятилетия в парфюмерии появилась
тенденция к удешевлению производства. Рынок требует новых синтетических
компонентов и удачных рекламных кампаний для духов-однодневок.
Старинные парфюмерные компании с именем перекупаются, традиционные
ароматы снимаются с производства или ухудшаются. Так в конце 80-х годов
была продана компания Marcel Rochas, после чего любимые многими ароматы
Femme Rochas, Mystere, Madame Rochas изменились безвозвратно. Перестал
выпускать духи дом Guy Laroche. Вместо популярнейших Fidji и J’ai Ose
на рынке появились подделки, изготовленные в третьих странах. Дом
Lancome прекратил производство духов Climat и Magie Noire, и на
прилавках возникли «лицензии» неизвестных производителей. Кстати,
множество парфюмерных ингредиентов были запрещены в 90-е годы
организацией IFRA (International Fragrance Association) из- за
потенциальной аллергенности или фототоксичности.
По этическим соображениям в духах
перестали употреблять натуральные субстанции животного происхождения —
амбру, мускус, цибетин, кастореум. Все это привело к снятию с
производства множества ароматов или существенной их переделке. А
ностальгическая нота — самая пронзительная в ароматическом аккорде.
Дамы 70 — 80-х вздыхают по запахам детства и юности — «тем самым»,
которых уже нет... Ellipse от Jaques Fath, старый Sikkim от Lancome,
арабские Nefertiti и Cairo, Capricci и Farouche от Nina Ricci — у
каждой женщины найдется свой исчезнувший ароматический фетиш.
Серьезные коллекционеры страдают по
винтажным флаконам от Guerlain, Caron, Coty, Lanvin, Millot, Jean
Patou, Robert Piguet, Lucien Lelong — от начала прошлого века до 60 —
70-х годов, по редким, полвека назад снятым с производства духам Chanel
и Lancome. Не всех волнует содержимое сосуда, многих интересуют только
флаконы, особенно, если на них стоит марка Baccarat или Lalique. Именно
такие люди десятилетиями хранят невскрытые духи, которые потом и
достаются любителям ароматов.
Покупая раритеты, нужно быть очень
внимательным — изучить все надписи на коробке и флаконе, убедиться в
прозрачности аромата. Ни мути, ни осадка во флаконе быть не должно,
хотя некоторое потемнение допустимо. Впрочем, даже прекрасный внешний
вид — не гарантия сохранности духов. При возможности нужно открыть
флакон и ощутить аромат. Вскрытые винтажи следует хранить особенно
бережно, в темном прохладном месте, избегать лишнего контакта духов с
воздухом и пальцами. Лучше всего сразу отлить немного духов в маленький
флакончик для повседневного использования.
Где покупаются и продаются старые духи?
На интернет-аукционах, где редкий флакон
можно выиграть и за пять долларов (духи за две тысячи, впрочем, там
встречаются тоже), на настоящих аукционах, где цены на порядок выше, у
частных коллекционеров, в маленьких магазинчиках парфюмерных редкостей,
где за старые оригинальные J’ai Ose или Climat попросят не меньше
двух-трех сотен долларов.
Источник: http://www.day.kiev.ua/105/ |