Первая мировая война унесла с собой не только миллионы
жизней и государственные границы, но и длину женских юбок. Если первое
было
трагедией, то второе - явным благословением. Казалось бы - не хватает
всего,
тут бы выжить… Но когда это женщины отказывались от следования моде? И
какая
война смогла уничтожить модные тенденции? Такого еще не было. И Коко
Шанель,
уловив, куда дует ветер моды, в 1926 году создала удивительный шедевр -
маленькое черное платье, траур по ушедшей в небытие моде на длинные юбки
и
сложные фасоны платьев, и одновременно - приветствие новому стилю жизни.
Маленькое черное платье отвечало всем требованиям к одежде,
какие только можно было изобрести в далеком 1926 году: на него нужно
было
минимальное количество ткани (а военные и революционные потрясения не
лучшим
образом сказались на текстильной промышленности); его можно было
использовать и
как вечернее платье, и как рабочую одежду; оно гармонировало практически
с
любой прической и любой длиной волос (что особенно важно - и с введенной
в моду
Рудольфо Валентино короткой стрижкой, приглаженной бриллиантином); оно
не
требовало особых затрат и могло быть сшито практически из любой ткани,
как из
дорогой, так и из дешевой; оно могло обходиться вовсе без аксессуаров
или
минимальным их количеством.
Маленькое черное платье было принято на ура - еще бы,
сплошное собрание достоинств и минимум недостатков. Американский журнал
Vogue,
который предсказывал появление платья-униформы необычайной простоты,
современного, элегантного и удобного, дал маленькому черному платью
прозвище La
Ford - сравнив его с самой популярной моделью автомобиля. Сравнение было
более
чем справедливо: и Ford и маленькое черное платье олицетворяли одно и то
же -
современность, элегантность и удобство.
Первое маленькое черное платье, вышедшее из рук Коко Шанель,
еще обладало некоторой консервативностью начала ХХ столетия и
склонностью к
украшательству. Оно было сшито из черного крепдешина, и его пересекали
сверху
донизу диагонали из декоративной вышивки. Обязательной принадлежностью
платья
были длинные облегающие рукава и классическая длина, излюбленная Коко
Шанель -
до середины колена. Колени, по мнению Коко Шанель, всегда портили
впечатление
от женской фигуры, поэтому их нужно было скрывать. Вот и стала принятой
такая
длина канонической модели: минимум из возможного. Выше - и колени уже
видны,
ниже - и это уже не «маленькое» платье.
Маленькое черное платье мгновенно завоевало себе место во
всех гардеробах мира. Его носили и принцессы, и горничные. Знатная леди и
Джуди
О'Грэди дружно облачились в похожие платья, отличающиеся только лишь
качеством
ткани и аксессуарами (если леди надевала нитку настоящего жемчуга (рекомендовано Коко Шанель), то Джуди О'Грэди приходилось
довольствоваться
дешевыми бусами, а то и вовсе обходиться без украшений).
Маленькое черное платье не просто стало популярной моделью в
какой-то определенный момент времени, оно ухитрилось ею и остаться. Это
платье
- уникальный универсум, модный уже почти столетие. До сих пор актуальна
рекомендация Коко Шанель: каждая женщина должна иметь в своем гардеробе
одно
маленькое черное платье. Если такое платье есть, то можно не волноваться
- в
любой момент своей жизни женщина будет одета хорошо и в соответствии с
последними веяниями моды.
Конечно, современное маленькое черное платье отличается от
классической модели, предложенной Коко Шанель. Теперь уже не
обязательной
деталью стали рукава или напуск на плотно обтянутых юбкой бедрах. Ушла в
небытие декоративная вышивка. Юбки стали разнообразными - от широких и
пышных,
до узких, следующих всем изгибам фигуры. Маленькие черные платья
обзавелись
декольте, бретельками, поясами. Но что бы с ними не делали, они все
равно
сохраняют главное: идею - современность, элегантность и удобство.
Маленькое черное платье не так просто, как кажется на первый
взгляд. Его привлекательность заключается в основном в том, что само
платье
находится на втором плане. Когда женщина одета в маленькое черное
платье, то
редко кто восхитится искусством модельера, зато сама женщина становится
картиной, а платье - всего лишь рамой. А так как «рама» уже не отвлекает
взгляд
ценителя, то все внимание оказывается привлечено к самой «картине». Вот
тут-то
и «зарыты» недостатки маленького черного платья.
К недостаткам маленького черного платья можно отнести его
требования к фигуре. Некрасивые ноги - и это платье нельзя носить.
Проблемы с
фигурой (например, излишняя полнота) - и о маленьком черном платье
приходится
забыть. Плохая кожа - и черный цвет платья лишь подчеркнет ее
недостатки.
Можно сказать, что маленькое черное платье стимулировало
развитие таких областей знаний и промышленности, о которых никто не мог
подумать до его появления. Чтобы носить маленькое черное платье женщины
готовы
сидеть на диетах (недаром же есть диета Little Black Dress Diet -
специально
для тех, кто желает носить маленькое черное платье) - это развитие
пищевой
промышленности в определенном направлении. Необходимость хорошей кожи
для этого
платья вызвала целый бум в косметологии и парфюмерной промышленности. Длина
платья и связанное с ней требование к красоте ног немедленно
стимулировало эпиляцию (представьте только волосатые ноги в
сочетании с маленьким черным
платьем, и вы поймете, кто озолотился после того, как Коко Шанель ввела в
моду
свое детище). Список можно продолжать долго.
Маленькое черное платье затрагивает все области жизни,
начиная от содержимого холодильника и заканчивая автопромом. Это платье -
яркая
иллюстрация к утверждению, что мода способна изменять жизнь цивилизаций.
Маленькое черное платье не закончило свое победное шествие по миру. Оно
продолжает изменяться и изменять нашу жизнь.
София ВАРГАН
|