Кто или что спасет мир от кризиса?
Политики и экономисты, думаете? А вот и нет, заключили эксперты. Мир
спасет губная помада и прочая "мелочевка", продажи которой в периоды
финансовых потрясений взлетают до небес.
В то время как покупку дорогостоящих товаров люди предпочитают отложить
на потом. Но потребительский азарт-то никуда не денешь. Вот и следуют
логике: нет денег на шубу, куплю хотя бы помаду. И не дорого, и
приятно. Ведь в трудные времена особенно не хватает положительных эмоций. А тут подкрасился, освежился парфюмом - и все уже не кажется таким мрачным. "Известия" решили выяснить, насколько такое поведение характерно для россиян.
Как
известно, одним из самых губительных проявлений кризиса является
снижение потребительского спроса. Доходы у людей падают, перспективы
туманные. Вот и начинают люди снижать расходы. В экономике спад. В
общем, ничего хорошего. Но вот что отметили западные эксперты: на фоне
снижения продаж дорогостоящих товаров спрос на "мелочевку", в том числе
косметические товары, значительно возрастает. Причем люди переходят на
более дешевый ассортимент. Но и это не мешает хотя бы косметической
отрасли чувствовать себя неплохо. Заодно и общий экономический фон
поддерживать.
- Потребители начинают тратить на
косметику больше, хотя на всем остальном экономят, - утверждает
аналитик британской инвестиционной компании RAB Capital Дхавал Джоши. -
Когда денег не хватает, люди просто отказываются от крупных предметов
роскоши в пользу мелких излишеств.
Подобное явление имеет даже свое название - "эффект губной помады".
По данным британской компании, наблюдается оно регулярно во время
кризисов начиная с Великой депрессии 1930-х. В три последних кризисных
периода (начало 1980-х, 1990-х и ранних 2000-х) сектор товаров для
личного потребления по биржевым показателям обгонял остальные отрасли
европейского рынка в среднем на 100%.
Но это на Западе. А как у нас?
-
В этом году динамика продаж косметики выше обычного и составляет 11-13%
в год, - говорит специалист исследовательской компании
"Академия-Сервис" Лариса Клевцова.
Оценки
маркетологов - вещь хорошая, подумали мы, но решили проверить их на
практике, отправившись в парфюмерно-косметические магазины. Народу в
них, как говорится, не протолкнуться. Конечно, мы понимаем, что сейчас
нельзя сбрасывать со счетов фактор сезонности - народ "затаривается"
новогодними подарками. Но мы нарочито задавали людям вопрос именно со
ссылкой на кризис. Правда, напоминания оказались излишними. О
финансовых трудностях люди не забыли даже в приятный момент шопинга.
Первый же респондент, которым оказалась приятная девушка Дарья,
выбиравшая покупку у стенда с косметикой, как раз искала кризисные
новогодние подарки.
- Мы с подругами в этом году
решили обойтись без традиционных сувениров - изящных фарфоровых
статуэток, символизирующих наступающий год. Подумали, что лучше
подарить друг другу что-нибудь полезное и не слишком дорогое. Например,
тушь. К тому же весьма приятный подарок, - призналась Дарья.
Другие покупатели девушку также поддержали.
-
Я стала меньше тратить денег, но косметики покупаю столько же. Просто
перешла на более дешевую, - сообщила Екатерина, чья корзинка ломилась
от изобилия косметических средств.
- Ну и что что
кризис? Выглядеть хорошо хочется всегда, - поддержала приятельницу ее
спутница. - Я даже больше стала покупать косметики. На большой шопинг
сейчас денег не хватает, так хоть на косметике оторвусь.
Просто
классический пример "эффекта губной помады", порадовались мы. И тут в
разговор вмешался весьма активный молодой человек, который представился
Стасом:
- А я вот стараюсь сдерживать себя в
покупках, но пока не получается. Постоянно докупаю всякие мелочи - то
крем, то гель, то пену для бритья.
Впрочем, нашлись в магазине и такие покупатели, которые в принципе уверены, что в вопросах красоты торг неуместен.
- Парфюм и средства гигиены - это не то, на чем можно экономить, - сказал, как отрезал, стильно
одетый молодой мужчина - вылитый представитель "офисного планктона".
Слова покупателей подтвердили и те, кто стоит по другую сторону прилавка.
- Объем продаж косметики за последние 3 месяца у
нас вырос, - поведала "Известиям" администратор сети косметических
магазинов "Рив Гош" Елена. - Только сменились предпочтения.
Популярностью сейчас пользуется более дешевая косметика эконом-класса.
В другом сетевом магазине "Л'Этуаль" продавец-консультант Анастасия подвела под нашими исследованиями жирную черту:
-
Для многих косметика - это необходимость. Женщина не перестанет красить
губы или глаза из-за того, что в мире финансовый кризис.
В общем, простите за наивность, Боже, спаси красоту, а она спасет экономику и мир.